› 
 › 
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

12:16

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ

Инженер-строитель, занимающийся техническими вопросами архитектуры, должен четко и ясно представлять не только тектонические, но и эстетические возможности, которые таят в себе конструкции и строительные приемы. В этом ему и должен помочь опыт истории архитектуры, выражающей характерные черты эпохи.

Развитие архитектуры определяется развитием производительных сил и характером производственных отношений. Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов. Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры в ходе исторического процесса воплощаются в архитектурных стилях.

Еще первобытный человек стремился сооружать свое жилище не только удобным и прочным, но и красивым, черпая формы красоты у природы. Однако потребовались тысячелетия, чтобы овладеть сложными средствами архитектурной выразительности.

Архитектура Месопотамии

Более 5 тыс. лет до н.э. между Тигром и Евфратом возникла древняя Месопотамская культура, создателями которой считаются шумеры. Затем эти земли покорили аккады, ассимилировавшие и истоки культуры. Позже здесь была создана Вавилонская империя, после распада которой Месопотамией завладели ассирийцы. В последнем тысячелетии до нашей эры после возрождения Нововавилонской империи эту область завоевывают персы. Развитие цивилизации сопровождалось развитием архитектуры, своеобразными формами которой были монументальные и фортификационные сооружения: храмы, дворцы, укрепленные города.

Основным строительным материалом в Месопотамии был кирпич-сырец, реже применялся обожженный и глазурованный кирпич. Из кирпича возводились стены монументальных построек и жилья. Дефицит дерева и отсутствие высокопрочных каменных пород обусвая конструктивность, налицо сложные ритмические построения, многообразие пропорций. К числу первых произведений относится церковь Иль-Джезу в Риме (1575) архитектора Джакомо де ля Порта по проекту Виньолы; небольшая, нарочито сложная по формам церковь Сан-Карло (1638—1640) у четырех фонтанов в Риме, построенная мастером барокко Франсиско Барромини, церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658) одного из виднейших архитекторов римского барокко Лоренцо Бернини. Грандиозна коллонада перед собором св. Петра, созданная Бернини в середине XVII в., которая вместе с фасадом собора (арх. Мадерна) завершила формирование ансамбля площади (рис. 7). Однонаправленная пространственная композиция этой площади вслед за ансамблем Капитолия, улицы Уффици во Флоренции и пьяцца дель Пополо в Риме явилась новым словом в градостроительной науке и практике.

Для стиля барокко

характерно развитие садово-парковой архитектуры, дворцово-ансамблевых комплексов с известной иррациональностью расположения элементов плана. Не получил развития этот стиль лишь в Италии, Испании, Германии, Нидерландах. В ряде стран барокко переходит в усложненно-декоративное направление — рококо, для которого характерны криволиней-ность очертаний, близкие к биологическим линии и формы, измель-ченность элементов, обилие лепки, изысканная отделка интерьеров, в том числе асимметричными орнаментами.

Архитектура классицизма.

В конце XVII в. появляется классицизм, развитие которого происходит двумя основными путями: применением творчески переработанных принципов архитектуры позднего Возрождения (Англия, Голландия) и возрождением классических традиций античной архитектуры (Франция). В основу классицизма положен принцип архитектурного рационализма, равновесия и гармонии. Формы здания геометричны и рациональны, в композиции преобладает спокойная, метрически расчлененная стена, построенная по законам классического ордера.

Большую роль в становлении классицизма сыграл английский архитектор Инго Джонс. Ему принадлежат постройки Куинс-хаус (дом королевы) в Гринвиче (1616—1635) и Банкетинг-хаус в Лондоне (1619-1622). Во Франции стиль классицизма развивает Франсуа Мансар, который кроме городских административных построек создал новый тип жилища, так называемый «отель», с комфортабельной планировкой, хорошо разработанной входной группой и рациональным использованием чердачного пространства — мансард, названных по имени автора. Есть множество фотографий прославившихся шедевральными снимками на фоне таких уникальных строений.

Важнейшими творениями эпохи классицизма является проектирование и строительство в 1667 г. восточного фасада Лувра (арх. Клод Перро), громадного архитектурного и садово-паркового .ансамбля в Версале (арх. Андре Ленотр), планировка центрального района Парижа по оси Лувр — Тюильри.

Большую роль в становлении классицизма сыграл английский архитектор Инго Джонс. Ему принадлежат постройки Куинс-хаус (дом королевы) в Гринвиче (1616—1635) и Банкетинг-хаус в Лондоне (1619-1622). Во Франции стиль классицизма развивает Франсуа Мансар, который кроме городских административных построек создал новый тип жилища, так называемый «отель», с комфортабельной планировкой, хорошо разработанной входной группой и рациональным использованием чердачного пространства — мансард, названных по имени автора.

Архитектура барокко

Важнейшими творениями эпохи классицизма является проектирование и строительство в 1667 г. восточного фасада Лувра (арх. Клод Перро), громадного архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале (арх. Андре Ленотр), планировка центрального района Парижа по оси Лувр — Тюильри.

Архитектура барокко и классицизма

Во второй половине XVIII в. наступает как бы вторая волна классицизма: проект и постройка ансамбля площади Согласия в Париже (арх. Габриэль), центральные (королевские) площади в Ренне, Руане (Франция), церковь св. Женевьевы и пантеон в Париже (арх. Ж. Суфло) (рис. 8). В период правления наполеоновской администрации формируется стиль ампир, отличающийся большей строгостью и суровостью форм, лаконизмом решений. Ампир явился как бы дальнейшим развитием архитектуры классицизма в направлении еще большей геометрической реальности, равновесия и симметрии.

Просмотров: 4669 | Добавил: | Теги: барокко, Архитектура, классицизм | Рейтинг: 5.0/1

Обговорення АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА - 28 Березня 2012, коментарі та відгуки: