Автодорожное сообщение арктической зоны

Н.В. Шаталова

Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук, г. Санкт-Петербург, Россия
Проанализирована важная составляющая транспортных связей арктических территорий – автомобильные дороги: их направления, состояние и перспективы развития автодорожной сети арктической зоны РФ.

Ключевые слова: регион, транспортная сеть, автомобильные дороги, автозимники, протяженность сети автомобильных дорог.

Освоение арктических территорий невозможно без успешной реализации транспортных проектов [4].

На территории России магистральные автомобильные дороги выходят в арктическую зону только на порты Мурманск и Архангельск, также имеются дороги с твердым покрытием на территории Ненецкого автономного округа. В восточной части арктической зоны дороги в основном самых низких категорий и зимники. Обеспеченность дорогами на этих территориях от общероссийских показателей отличается в десятки раз.

Мурманская область. Протяженность автодорог области составляет 3518,2 км. Примерно половина из них находится на территориях арктических районов. Трасса М-18 – 537,4 км по территории Мурманской области (общая протяженность 1592 км) наполовину расположена в районах области, принадлежащих к зоне Арктики. Лавозерский район практически не имеет автодорожного сообщения, за исключением участков, устанавливающих автодорожное сообщение с трассой М-18.
В Мурманской области утверждена целевая программа «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области». Одной из задач этой программы является развитие современной и эффективной инфраструктуры сети автомобильных дорог общего пользования.

Ненецкий автономный округ (НАО) расположен на территории 176 тыс. км2, имеет 42 населенных пункта, порядка 43 тыс. населения (25 тыс. человек сконцентрировано в Нарьян-Маре и поселке Искателей). Это единственный субъект Федерации, не имеющий постоянной транспортной наземной связи с соседними регионами РФ.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 229 км, из которых федеральных дорог – 4 км, территориальных – 225 км. Протяженность дорог с твердым покрытием – 179 км. На 1 тыс. км2 приходится 0,3 км автодорог общего пользования с твердым покрытием. Протяженность ведомственных дорог и зимников составляет более 1000 км.
Завершение строительства участка автодороги Нарьян-Мар – Усинск (по территории округа – 217 км) – приоритетная задача, так как это обеспечит круглогодичную связь округа с транспортной системой РФ. Зимник Нарьян-Мар – Усинск – единственная дорога (150 км), которая связывает территорию НАО с железной дорогой и автомагистралями России.

Ямало-Ненецкий АО. Площадь территории – 769,3 тыс. км2. Протяженность автомобильных дорог – 5664,4 км, в том числе: 3623,7 км – ведомственные; примерно 1000 км – зимники; 13,2 км – общего пользования федерального значения; 1053,7 км – автодороги общего пользования окружного значения с твердым покрытием, из них с усовершенствованным типом дорожной одежды – 983,7 км.
Устойчивая связь по автодорогам имеется от границы с Ханты-Мансийским АО до г. Надым. От Салехарда имеется автомобильное сообщение до Аксарка и до г. Лабытнанги, поселка Харп в направлении к Коми. Зимники: Салехард – Надым (298 км); Аксарка – Яр-Сале (178 км); Лабытнанги – Теги (360 км); Уренгой – Красноселькуп (138 км).
Завершение строительства автодороги Сургут – Салехард на участке Надым – Салехард (291 км по параметрам III технической категории) позволит сформировать основу для создания автотранспортной связи Ямало-Ненецкого АО с территорией Республики Коми и европейской частью РФ.

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. Площадь – 879,9 тыс. км2 (5,1 % территории РФ). Плотность населения – 0,04 чел/км2.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 278 км. Автодорог с капитальным покрытием – 85 км, грунтовым – 175 км. В округе имеется одна автодорога федерального значения: Дудинка – аэропорт «Алыкель», протяженностью 53,4 км.

Сеть автомобильных дорог не имеет выхода на сеть России, и строительство капитальных автодорог не предусматривается. Но, в отличие от Ненецкого АО, на территории Таймырского района присутствует железнодорожная сеть и хорошо развита сеть речного сообщения.

Чукотский автономный округ отличается крайне низким уровнем обеспечения транспортом, этому служит причиной как очень низкая плотность населения менее (0,1 человека на 1 км2 при площади территории 721,5 тыс. км2), так и суровые климатические условия [1].

Протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием на Чукотке составляет сегодня чуть более 4,5 тыс. км. На 1 тыс. км2 территории всего 0,8 км – это последнее место в РФ. При этом автомобильные дороги IV и V категорий в общей протяженности дорог составляют около 13 % и в основном обеспечивают транспортную связь районных центров Чукотки с аэропортами и близлежащими населенными пунктами. Наиболее протяженная часть дорог – автозимники (Эгвекинот – Певек – Билибино, от Валунистого до Эгвекинота, протяженностью 200 км).

По территории Чукотки пройдет участок автодороги Омолон – Анадырь общей протяженностью 1864,85 км, строительство предусмотрено по параметрам V технической категории, что позволит связать Чукотский АО постоянным автомобильным сообщением с дорожной сетью России.

Общая протяженность автомобильных дорог в Арктической зоне Якутии порядка 2000 км, а из них только 223,89 км с твердым покрытием, 0,6 км – дороги III технической категории, IV технической категории нет, а основная протяженность дорог – V технической категории. Если учесть, что общая сеть автодорог Республики – 21,8 тыс. км дорог общего пользования, то доля Арктической зоны в их числе ничтожна. Необходимо развивать дороги «Амга», «Яна», «Анабар».

Пензенская область популярна среди автолюбителей развитой дорожной инфраструктурой.

Проведенный выше анализ автодорожной сети Арктической зоны позволил сформулировать главную цель развития системы автомобильных дорог региона, которая заключается в обеспечении надежных связей населенных пунктов, строительстве дорог с твердым покрытием на направлениях грунтовых путей, повышение доли усовершенствованного покрытия в общей сети. При этом твердым покрытием должны быть обеспечены все дороги, обслуживающие связи населенных пунктов [2, 3].

Список литературы
1. Бахарев Т.С, Гадышев В.А., Плотников Ю.А. Применение гео-информационных систем для решения прикладных задач предупреждения чрезвычайных ситуаций // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2010. – № 1 (13).
2. Куватов В.И., Онов В.А., Шаталова Н.В. Пути совершенствования перевозок и повышения безопасности автотранспорта // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2013. – № 2. – С. 96–109.
3. Шаталова Н.В., Федоров В.П. Стратегия долгосрочного развития магистральных автомобильных дорог // Транспорт Российской Федерации. – 2009. – № 6. – С. 20–22.
4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство РФ. – URL: http://government.ru/ news/432.
Категория: Интересно | Добавил: admin (2014-05-27)
Просмотров: 1407 | Теги: протяженность, автозимники, автомобильные дороги, транспортная сеть, Регион | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ДБНУ