Автодорожное сообщение арктической зоны

Н.В. Шаталова

Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук, г. Санкт-Петербург, Россия
Проанализирована важная составляющая транспортных связей арктических территорий – автомобильные дороги: их направления, состояние и перспективы развития автодорожной сети арктической зоны РФ.

Ключевые слова: регион, транспортная сеть, автомобильные дороги, автозимники, протяженность сети автомобильных дорог.

Освоение арктических территорий невозможно без успешной реализации транспортных проектов [4].

На территории России магистральные автомобильные дороги выходят в арктическую зону только на порты Мурманск и Архангельск, также имеются дороги с твердым покрытием на территории Ненецкого автономного округа. В восточной части арктической зоны дороги в основном самых низких категорий и зимники. Обеспеченность дорогами на этих территориях от общероссийских показателей отличается в десятки раз.

Мурманская область. Протяженность автодорог области составляет 3518,2 км. Примерно половина из них находится на территориях арктических районов. Трасса М-18 – 537,4 км по территории Мурманской области (общая протяженность 1592 км) наполовину расположена в районах области, принадлежащих к зоне Арктики. Лавозерский район практически не имеет автодорожного сообщения, за исключением участков, устанавливающих автодорожное сообщение с трассой М-18.
В Мурманской области утверждена целевая программа «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области». Одной из задач этой программы является развитие современной и эффективной инфраструктуры сети автомобильных дорог общего пользования.

Ненецкий автономный округ (НАО) расположен на территории 176 тыс. км2, имеет 42 населенных пункта, порядка 43 тыс. населения (25 тыс. человек сконцентрировано в Нарьян-Маре и поселке Искателей). Это единственный субъект Федерации, не имеющий постоянной транспортной наземной связи с соседними регионами РФ.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 229 км, из которых федеральных дорог – 4 км, территориальных – 225 км. Протяженность дорог с твердым покрытием – 179 км. На 1 тыс. км2 приходится 0,3 км автодорог общего пользования с твердым покрытием. Протяженность ведомственных дорог и зимников составляет более 1000 км.
Завершение строительства участка автодороги Нарьян-Мар – Усинск (по территории округа – 217 км) – приоритетная задача, так как это обеспечит круглогодичную связь округа с транспортной системой РФ. Зимник Нарьян-Мар – Усинск – единственная дорога (150 км), которая связывает территорию НАО с железной дорогой и автомагистралями России.

Ямало-Ненецкий АО. Площадь территории – 769,3 тыс. км2. Протяженность автомобильных дорог – 5664,4 км, в том числе: 3623,7 км – ведомственные; примерно 1000 км – зимники; 13,2 км – общего пользования федерального значения; 1053,7 км – автодороги общего пользования окружного значения с твердым покрытием, из них с усовершенствованным типом дорожной одежды – 983,7 км.
Устойчивая связь по автодорогам имеется от границы с Ханты-Мансийским АО до г. Надым. От Салехарда имеется автомобильное сообщение до Аксарка и до г. Лабытнанги, поселка Харп в направлении к Коми. Зимники: Салехард – Надым (298 км); Аксарка – Яр-Сале (178 км); Лабытнанги – Теги (360 км); Уренгой – Красноселькуп (138 км).
Завершение строительства автодороги Сургут – Салехард на участке Надым – Салехард (291 км по параметрам III технической категории) позволит сформировать основу для создания автотранспортной связи Ямало-Ненецкого АО с территорией Республики Коми и европейской частью РФ.

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. Площадь – 879,9 тыс. км2 (5,1 % территории РФ). Плотность населения – 0,04 чел/км2.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 278 км. Автодорог с капитальным покрытием – 85 км, грунтовым – 175 км. В округе имеется одна автодорога федерального значения: Дудинка – аэропорт «Алыкель», протяженностью 53,4 км.

Сеть автомобильных дорог не имеет выхода на сеть России, и строительство капитальных автодорог не предусматривается. Но, в отличие от Ненецкого АО, на территории Таймырского района присутствует железнодорожная сеть и хорошо развита сеть речного сообщения.

Чукотский автономный округ отличается крайне низким уровнем обеспечения транспортом, этому служит причиной как очень низкая плотность населения менее (0,1 человека на 1 км2 при площади территории 721,5 тыс. км2), так и суровые климатические условия [1].

Протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием на Чукотке составляет сегодня чуть более 4,5 тыс. км. На 1 тыс. км2 территории всего 0,8 км – это последнее место в РФ. При этом автомобильные дороги IV и V категорий в общей протяженности дорог составляют около 13 % и в основном обеспечивают транспортную связь районных центров Чукотки с аэропортами и близлежащими населенными пунктами. Наиболее протяженная часть дорог – автозимники (Эгвекинот – Певек – Билибино, от Валунистого до Эгвекинота, протяженностью 200 км).

По территории Чукотки пройдет участок автодороги Омолон – Анадырь общей протяженностью 1864,85 км, строительство предусмотрено по параметрам V технической категории, что позволит связать Чукотский АО постоянным автомобильным сообщением с дорожной сетью России.

Общая протяженность автомобильных дорог в Арктической зоне Якутии порядка 2000 км, а из них только 223,89 км с твердым покрытием, 0,6 км – дороги III технической категории, IV технической категории нет, а основная протяженность дорог – V технической категории. Если учесть, что общая сеть автодорог Республики – 21,8 тыс. км дорог общего пользования, то доля Арктической зоны в их числе ничтожна. Необходимо развивать дороги «Амга», «Яна», «Анабар».

Проведенный выше анализ автодорожной сети Арктической зоны позволил сформулировать главную цель развития системы автомобильных дорог региона, которая заключается в обеспечении надежных связей населенных пунктов, строительстве дорог с твердым покрытием на направлениях грунтовых путей, повышение доли усовершенствованного покрытия в общей сети. При этом твердым покрытием должны быть обеспечены все дороги, обслуживающие связи населенных пунктов [2, 3].

Список литературы
1. Бахарев Т.С, Гадышев В.А., Плотников Ю.А. Применение гео-информационных систем для решения прикладных задач предупреждения чрезвычайных ситуаций // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2010. – № 1 (13).
2. Куватов В.И., Онов В.А., Шаталова Н.В. Пути совершенствования перевозок и повышения безопасности автотранспорта // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2013. – № 2. – С. 96–109.
3. Шаталова Н.В., Федоров В.П. Стратегия долгосрочного развития магистральных автомобильных дорог // Транспорт Российской Федерации. – 2009. – № 6. – С. 20–22.
4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство РФ. – URL: http://government.ru/ news/432.
Категория: Интересно | Добавил: admin (2014-05-27)
Просмотров: 1556 | Теги: протяженность, автозимники, автомобильные дороги, транспортная сеть, Регион | Рейтинг: 5.0/1

Коментарі до Автодорожное сообщение арктической зоны, обговорення та відгуки: