Феномен развития городов как мест процессий

Виды процессий и их значение в жизни доиндустриального общества. В историческом контексте Западного мира процессией принято считать торжественное шествие духовенства с различными священными предметами – образбми, крестами, евангелием, хоругвями – и с пением священных песен и молитв, совершаемое из какой-нибудь церкви по улицам города или из монастыря к какому-нибудь определенному пункту, например, к месту явления святого, кончины угодника. При этом перед храмами или другими достопримечательными местами шествие останавливается – совершается краткое молебствие.

Вавилон как город для проведения массовых процессий. В истории архитектуры и градостроительства существует ряд примеров городов, планировочная структура которых диктует определенное движение людей. Каждый декоративный элемент расположен не случайно, имеет свой ритуальный смысл и роль в проведении городской процессии. Такая богатая декоративность, помпезность и символьность в архитектурном решении ворот указывает на их предназначение и главенствующую позицию в массовых процессиях города. Именно через эти ворота во время празднований проносили статуи главных богов. Сам путь движения шествия получил название «Дорога процессий». Таким образом, архитектура Вавилона во всем своем многообразии строго подчинена церемонии шествия. В те времена градостроения не могли учитываться новейшие достижения наших времен, например, как преобразователи частоты.

план города Вавилон

Феномен возникновения и развития городов как мест массовых процессий. Рим. В истории древнего Рима условно можно выделить три периода: царский (752-510 гг. до РХ), республиканский (510-31 гг. до РХ) и императорский (31 г. до РХ - 476 г. после РХ). Для каждого из них характерны свои особенности деятельности горожан, и, соответственно, разная архитектура. К примеру, в республиканский период возникает новая система управления. Происходят изменения внутри общества, большое развитие получает законодательство. Вместе с тем, для внешних отношений Рима характерна завоевательная политика. Город подчиняет себе всю Италию и начинает экспансию в восточное Средиземноморье. Следовательно, в архитектуре Рима данного периода большое смысловое и символьное значение принимают объекты, увековечивающие определенные памятные события военного характера. В качестве дани почтения героев с II в. начинается возведение триумфальных арок. Полководец, одержавший победу в значимой битве, прославляет свои героические поступки, въезжая в Рим через священные ворота. Формируются правила процессии возвращения победителя и его войска в город. Таким образом, создание архитектурных объектов спровоцировано потребностью в обществе, и сам объект в последствие диктует порядок массовых движений. В императорский период количество возводимых арок резко возрастает. Это связано с изменением характера внутренней политики и потребностей власти и горожан. Теперь арки прославляют не только победителей войн, но и семьи Императоров. Кроме того, ведется активное строительство крупных общественных ансамблей города, возникают комплекс императорских форумов, термы, цирки, амфитеатры. Появляется необходимость движения большого количества людей, направленного к новым объектам. Соответственно, большой размах приобретает строительство дорог. Таким образом, намного позднее Рим приобретает определенную структуру, пути которой являются основой для массовых процессий и диктуют движения людей.

Города Китая. Если в Риме архитектура и виды процессий подвергаются борьбе правящих династий с религией, то в Азии, напротив, император является первосвященником всех культов на территории государства, посланником божьим, ему приписывается имя «сына Неба». Только при ходе процессии есть возможность пройти через центральные ворота и увидеть перспективу главной оси. Кроме того, в китайской культуре существует ряд правил, связанных с особенностями перехода через пороги, наклонов над каменными пандусами, которые не могли не сказаться на характере архитектурных сооружений.

Таким образом, несмотря на принципиальное различие политических, культурных, религиозных принципов Запада и Востока, сформировался ряд правил проектирования и развития городов с точки зрения организации направления массовых движений людей. Причем, это происходит вне зависимости от вида и назначения такого движения.

Заключение. Выявленные в ходе исследования особенности влияния процессий на архитектурно-планировочную структуру ряда городов позволяют сделать выводы о большом значении массовых движений для формирования города. В структуре такого движения условно выделяются отправная точка, путь и конечная цель. При изменении смысловой направленности процессий направление и порядок движения остается неизменным. Замещаемой является конечная цель – храмовый комплекс, театр, императорский дворец – в зависимости от потребностей общества того времени, в которое происходит процессия.

Гарнага А. Ф., Лучкова В. И, ТОГУ, Хабаровск
Новые идеи нового века – 2013 : материалы Тринадцатой Международной научной конференции = The new Ideas of New Century – 2013 : The Thirteenth International Scenti㫭c Conference Proceedings : в 3 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – 3 т.
Категория: Із будівництва | Добавил: admin (2014-02-19)
Просмотров: 1011 | Теги: Рим, процесия, Китай, религия, Вавилон | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ДБНУ