О разработке критериев эффективности внедрения приоритета общественного транспорта в крупных городах

К вопросу о разработке критериев эффективности внедрения приоритета общественного транспорта в крупных городах
Экономика и управление / ИГТУ 2014
Н.М. Занозина, М.И. Шаров


Рассмотрены способы предоставления приоритета движению общественного транспорта на регулируемом пересечении. Описана схема оценки эффективности различных схем предоставления приоритета. Представлены полученные графики изменения величины средней задержки при различной интенсивности движения маршрутных автобусов.
Ключевые слова: городской пассажирский транспорт; регулируемое пересечение; активный и пассивный приоритет общественному транспорту.

По данным зарубежных исследований, порядка 40% от задержки автобусов на маршруте приходится на пересечения улиц.

Следуя принципам закона «О безопасности дорожного движения», в котором вопрос улучшения качества услуг городского пассажирского транспорта (ГПТ) отмечен как стратегически важный, должны быть изучены все факторы, отрицательно влияющие на работу общественного транспорта. Поскольку задержки, возникающие на пересечениях значительны, то необходимо определить возможные способы их минимизации, а также определить общие условия, при которых введение мероприятий, оптимизирующих работу ГПТ рационально. Под рациональностью понимается, что все эффекты – отрицательные и положительные, возникающие при внедрении мероприятий неизбежны, в сумме должны приводить к положительному результату для большинства пользователей транспортной сети.

На регулируемых пересечениях предоставление приоритета городского пассажирского транспорта сводится к организации движения на подходах, позволяющих обеспечить льготные условия маршрутным автобусам и к изменению режима регулирования на светофорном объекте. Большой проблемой для эффективного решения транспортных задач есть создание актуальной инфраструктуры: транспортных развязок с использованием надежных строительных материалов (высокопрочного железобетона) На сегодняшний день цена за метр на арматуру А3 держится на уровне 30 рублей.

Одним из наиболее простых методов организации приоритета ГПТ является изъятие одной из полос на подходе и обустройство ее для движения общественного транспорта. Реализация этой меры позволяет сформировать отдельную очередь из автобусов, изолирует их от воздействия остального трафика. В силу этого, задержка автобусов при проезде пересечения должна уменьшиться. При этом нагрузка на оставшиеся, неприоритетные полосы, увеличивается, что может привести к значительному росту задержки общего потока. Если интенсивность движения общего потока не слишком велика, то устранить этот негативный эффект можно с помощью перераспределения длительностей фаз.

Более эффективной, с точки зрения наибольшего снижения задержек общественного транспорта на регулируемом пересечении, может стать схема с выделенной полосой при реализации на ее основе активного приоритета. Под активным приоритетом подразумевается метод регулирования движения, основанный на применении специальных детекторов транспорта, которые регистрируют проезд транспортного средства. Сигналы от детектора поступают в систему регулирования движения на перекрестке и включают сигнал светофора, который обеспечивает проезд перекрестка с малой задержкой или даже без задержки.

Пути предоставления приоритета:
 увеличение продолжительности «зеленого времени», в случае прибытия автобуса к окончанию разрешающего сигнала;
 раннее включение зеленого сигнала, в случае прибытия автобуса к стоп-линии во время горения красного сигнала;
 введение специальной фазы для движения городского пассажирского транспорта;
 исключение сигнальных групп, для ускорения перехода в фазу с приоритетным транспортом.

Оценка эффективности внедрения различных способов предоставления приоритета производилась на основе соответствующих величин задержек. Для каждого вышеперечисленного варианта была получена задержка:
 общественного транспорта;
 неприоритетных транспортных средств.

При этом работа пересечений изучалась при различных степенях загрузки. Для этого интенсивность движения неприоритетных транспортных средств поэтапно увеличивалась. В свою очередь на каждом этапе загрузки рассматривалось несколько вариантов интенсивности движения общественного транспорта.
Категория: Интересно | Добавил: admin (2015-03-06)
Просмотров: 1047 | Теги: ИГТУ 2014, транспорт, приоритет, решения, Меры | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ДБНУ